В новой роли с искоркой в глазах

   

Спустя шестнадцать лет Оксана Роменская снова с нескрываемым энтузиазмом трудится в ГК «ЛАДА», но теперь уже готовится себя проявлять не на площадке, как бывало когда-то, а в тренерском ремесле. С нынешнего лета она – ближайшая помощница наставника «Лады-2».

Все болельщики со стажем ее помнят как прекрасную гандболистку, отдавшую шесть чуть ли не самых ярких лет своей богатой на события карьеры «Ладе». В ее рядах она четыре раза становилась чемпионкой России, дважды выиграла в те годы золото чемпионата планеты. А всего в ее коллекции, помимо прочих многочисленных титулов, шесть высших отечественных наград и три мировых трофея в составе сборной России. После серебряной для себя пекинской Олимпиады 2008 года Оксана завязала с выступлениями, возвратилась в Тольятти из Звенигорода, где провела два последних сезона. Но полностью с гандболом не порывала, хотя и на некоторое время уходила в глубокую тень.

— Гандбол всегда был в моем сердце, — начинает диалог теперь уже Оксана Викторовна, для которой общение по имени-отчеству до сих пор не совсем привычно. – Но, честно говоря, сразу после завершения карьеры я полностью окунулась в семью. В первые полгода игры вообще не смотрела, даже чемпионат Европы. Скажу больше, родив в Ростове Алису, я месяца три почти никого, кроме дочки, не хотела видеть. Ловила просто кайф от того, что могу наконец-то пожить свободной жизнью, не по расписанию, как это было с семи лет: спокойно отмечать Новый год, дни рождения, приезжать к маме с папой… Дальше получилось так, что ушла из декрета в декрет – родился сын. К тому времени я уже устроилась в институт физкультуры при Тольяттинском государственном университете. И, получается, что побыла в декретном отпуске шесть лет. Снова вышла на работу лишь в 2018 году.

«Ладе» в майке под четвертым номером было отдано шесть славных лет.

— ТГУ стал твоим первым местом трудоустройства после окончания выступлений на гандбольных полях?

— Нет, до него я еще немножко поработала в детском приюте «Дельфин», который открыт в Тольятти для детей из неблагополучных семей. Они там живут от полугода и больше. Затем, если их родители не берутся за ум, ребятишек оформляют в детский дом. Я устроилась туда воспитательницей, вела физкультуру и находилась в шоке. Таких приютов несколько, и их воспитанники с разными, порой трагическими судьбами. Я человек впечатлительный, в весь этот трагизм окунулась настолько, что приходила домой и закрывалась с головой одеялом, пытаясь все свои эмоции перебороть. В конце концов, поняла, что для меня это невыносимо сложно, я от постоянных слез оказалась опустошена. По стечению обстоятельств Юрий Борисович Степанов узнал, где я работаю, и посоветовал профессию сменить.

— Именно тогдашний президент клуба «ЛАДА» дал тебе понять, что тренерская стезя – это твоё?

— Не совсем. Он мне подыскал работу в институте, где я стала преподавать на кафедре физической культуры. Поначалу испугалась, ведь одно дело, когда ты сама практикуешь, бегая с мячом по площадке. И совсем другое – этому кого-то обучать в теории… Но Юрий Борисович меня успокоил: у тебя, мол, все получится. А к тренерству я подошла не сразу. Дочь росла, родился Витя. Я понимала, что Алису нужно потихоньку развивать — она будет девочка высокорослая. Пыталась ее то в гимнастику определить, то в плавание. Во всем советовалась с Ниной Борисовной Савиновой. К ней она чуть позже стала ходить заниматься гандболом, когда ей было уже больше шести лет. И как-то раз Нина Борисовна мне сказала: «Чего ты ее только водишь? Давай переодевайся и начинай уже сама тренировать».

В тандеме с Ниной Савиновой.

— Сразу согласилась?

— Нет, но постепенно начинала чувствовать, что у меня что-то внутри просыпается. Это ощущение вдруг переросло в желание вместе с малявками побегать, с мячом поиграть. Плюсом стало также то, что в нашем институте приветствуется, когда преподаватель занимается не одним видом своей профессиональной деятельности, а занят дополнительно где-то еще. Попросилась в детскую школу по гандболу, и меня взяли по совместительству сюда.

— Помнится, первые шаги на тренерском поприще ты сделала раньше…

— Да, был такой момент. Я ходила тогда с пузом – была беременна Алисой. Школа впервые проводила у себя Универсиаду, и ее директор Андрей Витальевич Степанов предложил мне возглавить нашу команду. В ней было много местных воспитанников, которые учились в ТГУ. Мы выиграли те соревнования. Потом были другие. Мы на них стали вторыми после Ростова, который возглавляла Ольга Эрнестовна Карпенко, один из моих первых тренеров. Те два краткосрочных опыта работы тренером оставались долгое время для меня единственными до прихода на полставки в «Олимп».

И в ветеранском возрасте при выходе на игровое поле вырастают крылья.

— Кто и как тебя подвигнул к возвращению в клуб?

— Вообще я не планировала работать во второй команде «Лада». Но в ней уже год трудится мой муж. Он периодически подбрасывал в огонь дровишки в общении со мной на эту тему. Я и сама понимала, что институт постепенно отходит в сторону, я все больше сосредотачиваюсь на тренерской работе в паре с Ниной Борисовной. А тут еще и Женя со своими рассказами о событиях, происходящих в «Ладе-2». Он всячески подогревал мой интерес. С Ниной Борисовной я продолжаю получать прежний кайф. Раньше мне не хватало этих сумасшедших чувств, какого-то драйва. Испытала его, когда мы в первый раз поехали на соревнования в Волгоград. Это было что-то! Ты носишься как ненормальная по кромке площадки, начинаешь детей заводить, подсказываешь одно-другое, становишься с ними одним целым. Все то, что в меня вкладывали с детства, выплескивается вновь наружу. Мне это ужасно нравится!

— Получается, ты продолжаешь испытывать удовольствие от работы в детской школе и параллельно копить новый опыт, трудясь с «Ладой-2»?

— Да, мы поговорили и с Ириной Близновой, и с Антоном Анташевым, и с Екатериной Маренниковой. Я только-только, с 4 июля приступила к работе и уже вижу самоотдачу у девчонок из второй команды. Мне так приятно это наблюдать! У возглавляющего «Ладу-2» Алексея Жаворонкова богатый опыт тренерской деятельности, и я очень хочу, чтобы у нас сложилось полное взаимопонимание. Чтобы я чувствовала, что ему нужна. Просто приходить и подыгрывать – не мое. Я была жутко эмоциональным игроком. Но того, что стану эмоциональным тренером, чем-то схожим своим поведением с Евгением Трефиловым, сама от себя не ожидала. Короче, я соскучилась по большому гандболу – чего уж там греха таить.

В кругу семьи.

— Невооруженным взглядом видно, как у тебя горят глаза…

— Сажное важное, чтобы и у игроков была эта искра. Сейчас много говорится об уходе за границу лидеров сборной – Вяхиревой, Дмитриевой… Но чтобы их достойно заменить, надо пройти через маленькие ступеньки ада. Хочется внести здесь свою лепту. Я всегда понимала, насколько это сложно, когда к тебе приходит ребенок, и ты начинаешь лепить его с нуля. Жуткая ответственность! Ведь то, чему ты человека в начале научишь, он будет показывать потом всю свою жизнь. Если говорить про «Ладу-2», то я могла бы многое подсказать девчонкам по игре в защите, научить взаимосвязи обороны с вратарем… Что касается первой команды, то буду рада, если смогу и ей чем-то помочь, хотя там появился свой квалифицированный специалист того же амплуа. Алиса у меня уже подросла, Витя в первый класс сейчас идет, мы с мужем теперь в одном клубе. Думаю, пришел момент, когда я стала способна совмещать и дом, и работу, чтобы у этой работы был результат.