Оценка 15 по 10-балльной шкале

   

С начала подготовки к новому сезону в «Ладе» в роли ближайшего помощника наставницы команды Екатерины Маренниковой обживается Александр Каширин. Даже сам 38-летний воспитанник тольяттинской гандбольной школы признается, что вступление в должность старшего тренера клуба явилось сюрпризом не только для болельщиков, но и для него самого.

— Еще вчера быть для игроков нашей команды просто Сашей, а теперь – Александром Сергеевичем непривычно?

— Да, я не сторонник обращения к себе по имени-отчеству, потому что не такой уж я пока и взрослый. Но постепенно привыкаю. Вообще, все получилось очень неожиданно. Я прилетел домой в отпуск после сезона в Катаре. Он для нашей команды «Аль-Вакра» из одноименного пригорода Дохи сложился удачно – второе место в чемпионате и участие в финале Кубка. Контракт с клубом у меня действовал еще один год. И там пока даже не в курсе изменений в моих планах. В Катаре сейчас пора отпусков. Стоит очень сильная жара. Все разъехались. В том числе и я. Прибыл в Тольятти 26 июня, чтобы отдохнуть. А уже 4 июля официально вышел на работу в «Ладе».

— Кто так резко изменил твою судьбу?

— Ну, ясное дело, генеральный директор. С Антоном Анташевым мы знакомы со школьных времен. Встретились как давние друзья, поговорили на разные темы, в том числе о гандболе. Он прекрасно знает, что я очень люблю наш клуб. Всегда за ним слежу. Смотрю игры, переживаю за девчонок. Стараюсь быть в курсе всех событий. Антон Сергеевич меня расспрашивал — как я вижу команду в плане тактики, особенностей защиты, потому что это моя специальность. Я всю жизнь играл центральным защитником. Делал это во многих командах со многими тренерами, в том числе очень известными, причем не только российскими, но и европейскими. За границей был 17 лет. Массу полезного для себя почерпнул. В процессе беседы прозвучала мысль о том, что предстоящий сезон для «Лады» крайне важен, у клуба – четвертьвековой юбилей. Команда жаждет украсить его завоеванием золотых медалей. И мне было предложено какими-то свежими идеями, отличающимися от российского видения гандбола, ей в этом помочь.

— Был удивлен такой постановкой вопроса?

— Удивлен – не то слово. Он меня застал врасплох! Но долго я раздумывать не стал еще и потому, что в Катаре есть неопределенность со сроками начала нового гандбольного сезона в связи с проведением там чемпионата мира по футболу. Финальный матч назначен где-то на середину декабря. А до той поры все игровые залы гандбольных команд, которые, как правило, привязаны к футбольным клубам, будут заняты. Видимо, сезон начнется только в январе. Для спортсмена полгода без игровой практики это очень долгий срок.

— Изменилось ли к тебе там отношение после событий 24 февраля?

— У меня в Катаре большое количество друзей, которые работают в различных сферах, не только в гандболе. Первое время многие люди, особенно европейцы, не владели информацией, были немного растеряны. Они недопонимали, что происходит во взаимоотношении нашей страны с Украиной. Но я никогда не стеснялся всем говорить, что я из России. И старался всем своим поведением и действиями показать, что мы хорошие, отзывчивые и добрые. Постепенно люди, живущие там, начали ситуацию понимать. Большинство поддерживает Россию. Особенно это касается арабов, известных своей давнишней неприязнью к Америке. Во многих частях мира идет травля русских, но к себе я не чувствовал какой-то ненависти, ущемлений. Люди со временем меняют свои взгляды. Даже украинцы! Больше скажу, между ними и нами, когда мы там встречаемся, конфликта никакого нет. Политических тем, правда, стараемся не поднимать. Были те, кто поначалу прекратил общение, но потом мы возобновили его. Все верят, что когда-нибудь все изменится, и мы будем снова жить в мире и согласии, как это было раньше.

— В Катар больше не вернешься?

— Не хочу зарекаться. В моей жизни уже был такой момент, когда жить за границей мне поднадоело, я в 2018 году решил вернуться в Тольятти и устроился в наш клуб. Хотя предложения оставаться и трудиться на чужбине были, но я себя там не видел. Своей двухлетней работой в клубном офисе был очень доволен. Мне нравилось в административной должности помогать спортсменам, тем более что, отыграв много времени на профессиональном уровне, я знаю, чего им не хватает. Игроку важно себя чувствовать комфортно, в его голове должен быть только гандбол. На другие проблемы отвлекаться нельзя. Я прекрасно знал, что нужно делать, чем помочь. И думаю, на тот момент у меня все получилось. Теперь в моей жизни наступает что-то новое — тренерская деятельность. И у меня присутствует уверенность в том, что я к этому готов.

— С игровой карьерой все-таки покончено раз и навсегда?

— Нет, такого я не говорил. Нельзя быть уверенным в чем-то на все сто. Судя по тому же чемпионату Катара, есть люди, которые спокойно играют до 45 лет. Один из ярких тому примеров — известный вратарь Даниэль Шарич, который выступал за «Барселону». На данный момент я могу с 99-процентной уверенностью утверждать, что моя игровая карьера приостановлена. А временно или навсегда, сказать не могу. Моя точка зрения – работа тренера это самый тяжелый труд, причем не только в спорте, но и среди всех профессий.

— Даже так? Поясни…

— Тренер должен быть и наставником, и психологом, и другом для каждого из 25 человек в команде. Надо ко всем в отдельности суметь найти подход, стать для игрока товарищем в обычной жизни и при этом обладать способностью быть жестким и принципиальным на площадке, чтобы суметь все четко объяснить. Мысли, конечно, о «тренерстве» были и раньше. Они возникли с возрастом. Стало появляться острое желание делиться с молодыми игроками своим опытом, чем-то для них новым. В моей карьере были клубы, где мне довелось капитанствовать и уже тогда давать молодежи советы, что-то им подсказывать, чтобы они легче вливались в коллектив. Это обязанности капитана и его заместителя. Получается, что элементы тренерской работы в моей жизни уже раньше присутствовали. Но думать так глобально, что, мол, когда-нибудь я буду пробовать себя помощником главного тренера, мне до нынешнего лета не доводилось.

— Стать когда-нибудь главным в планы пока тоже не входит?

— Все возможно. Я умею находить с людьми общий язык. Потому что многие команды, в которых я играл, были очень интернациональными. Случалось это, например, в Тунисе, где я говорил на английском, кто-то – только на арабском, другие – на французском… Мы, однако, прекрасно общались, и очень хорошие результаты, которые показывали, говорили сами за себя. Аппетит, как известно, приходит во время еды. Возможно, тренерская карьера и есть мое будущее, которому я посвящу дальнейшую жизнь.

— Какие первые впечатления от этой работы в Тольятти?

— С первых дней я ощущаю мощный эмоциональный подъем. Мне очень хочется с кем-то поделиться тем, что я увидел за годы карьеры. Искренне надеюсь, что пользу это клубу непременно принесет. Штаб у нас очень классный. И Екатерина Маренникова, и Татьяна Ерохина – прекрасные люди и специалисты. С ними работается приятно и легко. Все девчонки сейчас понимают задачи на сезон, работают с вдохновением. Тренировки проходят в очень теплой атмосфере. Я думаю, это обязательно поможет нам добиться своей цели – пробиться в финал и завоевать золотые медали.

— Твой предшественник на посту старшего тренера «Лады» Ростислав Гринишин в качестве своей главной «фишки» демонстрировал профессиональное владение аналитикой. Какие козыри у тебя?

— Моя самая сильная сторона – это оборона, умение выстраивать тактику взаимодействия защитников (особенно центральных) и вратарей. В частности, в том, что касается бросков соперников и кто как должен подходы к воротам закрыть. Плюс коммуникация между центральной зоной защиты и вторыми игроками – это все то, что я хорошо знаю и буду делать упор именно на эти вещи. Глядя на статистику прошлого сезона, вижу, что в «Ладе» есть на данном участке изъяны. Думаю, уделяя особое внимание в тренировочном процессе именно этим аспектам, я что-то новое сюда внесу.

— Иначе говоря, при распределении ролей в тренерской бригаде команды ты занял свою фирменную нишу?

— Мы конкретно еще ничего не распределяли. Сейчас на первом месте физическая подготовка к сезону. Все тактические действия будут обсуждаться в нашем штабе позже. Пока настраиваемся на сбор, который пройдет в Адлере. А до него в Тольятти все направлено на то, чтобы девчонки втянулись, подготовили свои ноги и руки к предстоящим нагрузкам на черноморском побережье. По возвращении оттуда, когда мы приступим уже к занятиям на игровой площадке, коллеги, думаю, к моему мнению прислушаются. Мне есть что рассказать девчонкам и чему их научить.

— Как ты можешь оценить совместимость людей, находящихся в нынешнем тренерском штабе команды, по шкале от одного до десяти?

— Пятнадцать! Работая в хорошем настроении всего неделю вместе, мы уже делимся какими-то предложениями, составляем план на учебно-тренировочный сбор. Хотим сделать в Адлере так, чтобы это было пусть и тяжелой, но не рутинной и монотонной работой. С добавлением каких-то общекомандных игр, эстафет, тимбилдинга. Все наши карты раскрывать пока не буду. Но есть очень интересные задумки, новшества, которые способны принести нам пользу для приготовления сюрпризов нашим будущим соперникам по чемпионату. Главная цель сбора – сделать так, чтобы девчонки были как одна семья, могли чувствовать и понимать друг друга, активно делились видением тренировочного и игрового процесса. Важно, чтобы этот сбор команду сплотил.

— Есть ли у «Лады», помимо проблем на твоей профильной позиции, еще какие-либо минусы, требующие устранения для успешного решения турнирных задач? Каковы ее перспективы в предстоящем сезоне?

— После оттока очень сильных игроков, включая иностранцев, из ведущих российских клубов, первая шестерка суперлиги подравнялась. У всех этих команд есть шансы претендовать на медали и даже на чемпионство. По крайней мере, от любого клуба можно ждать сюрприза. И даже у представителей нижней части турнирной таблицы укрепилось желание побеждать. Думаю, этот сезон будет очень сильным по уровню конкуренции и оттого очень сложным. Ввиду отсутствия еврокубковых матчей все внимание наших клубов будет сосредоточено исключительно на играх российского чемпионата. Все будут биться, все захотят себя проявить. Что нужно предпринять нашей команде? Мы все последние годы ходим около чемпионского титула. Всегда рядом с первым местом, но не более того. И девочкам, я думаю, нужно, прежде всего, в самих себе перебороть этот комплекс «вечно вторых». В предстоящем сезоне есть огромный шанс сделать этот сложный шаг. Коллектив у нас очень боеспособен, все девчонки опытные. В первую очередь, именно опыт должен нам помочь в достижении своей цели – переступить через некий психологический барьер. Все в наших руках.

— Опыт это здорово. А как же молодежь?

— У молодых спортсменов, которые только приходят в команду, зачастую наблюдается стеснение. Потому что в своих командах они были лидерами, а среди опытных гандболисток, где кругом сплошные лидеры, начинают теряться. Боятся взять на себя инициативу, не идут в контакт со взрослыми… Но наши молодые, судя по последним тренировкам, не комплексуют перед авторитетами, видят перед собой не звезд, а таких же, как они сами, и смело рвутся в борьбу. Это очень похвально. Я надеюсь, они продолжат в таком же духе работать и дальше — как на сборах, так и во время чемпионата. Ближайший резерв мы, естественно, будем использовать и в некоторых играх подключать. Это будущее нашего клуба. Думаю, в новом сезоне большое количество игроков получит свой шанс себя проявить.