«Лада» лишила работы, «Лада» ее и дала

   

Назначение этого специалиста на должность спортивного директора тольяттинского клуба стало информационной бомбой.

Если бы где-нибудь в феврале или даже в апреле кто-нибудь рискнул предположить, что Алексей Гумянов может покинуть пост рулевого «Черноморочки», где дела тогда складывались более чем благополучно, такого предсказателя подняли бы на смех. Но майский результат, заложником которого обычно является именно тренер, дал в Новороссийске повод отказаться от дальнейшего сотрудничества с жизнерадостным наставником команды, провалившей плей-офф. И все-таки его приход на управленческое место в «Ладе» прогремел куда сильнее, чем отставка в «Черноморочке», вызвав массу кривотолков в гандбольной среде. Самое время расставить, как говорится, все точки над «и».

В роли наставника мужской «Лады» в конце девяностых.

— С возвращением в родную волжскую гавань с черноморских берегов, Алексей Николаевич! Можно ведь именно так сказать, обращаясь к уроженцу Краснодарского края?

— Если учитывать, что у меня в Тольятти прописка и квартира, то, конечно, можно. А если серьезно… Здесь как раз и начинался наш с супругой семейный и самостоятельный профессиональный путь. Из Ставрополя мы приехали сюда еще в девяностых со своими воспитанниками. Из Астрахани прибыл Вадим Хлебников со своими ребятами. Сколотили мужскую команду. Благодаря тогдашнему председателю горспорткомитета Василию Ивановичу Одинокову и ветеранам местного гандбола под предводительством Виктора Ивановича Ищенко и Александра Васильевича Березина заявились в первую лигу. Уже тогда понимали, что команде нужна будет молодая смена, поэтому моя Татьяна на общественных началах сразу пошла на поиск детей в местных школах. Новоселов Андрей, Поляков Алексей, Каширин Александр, Артамонов Дмитрий, Мусатов Денис, Анташев Антон, Карасев Александр и т.д. – это ее первый набор. Вот так и начинался в Тольятти наш путь. Поэтому, конечно же, для нас этот город – самый что ни на есть родной. Здесь очень много наших воспитанников и друзей.

У руля «Черноморочки».

— В прежние годы вы неоднократно стопорили карьеру в «Ладе» своих тольяттинских коллег по профессии, когда во главе «Звезды» или «Черноморочки» добивались над ними побед, после которых их снимали с должности. Так было с Алексеем Алексеевым, Дмитрием Тихоном, Екатериной Маренниковой (причем с ней – дважды)… Теперь же, получается, это «Лада» лишила вас в Новороссийске работы, уложив «морячек» на лопатки в четвертьфинале плей-офф. Отставка — следствие одной-единственной проваленной игры в Тольятти или причина глубже?

— «Лада» меня и лишила работы, «Лада» же мне ее сейчас и дала (улыбается, — Авт.). Говорить о том, что было, углубляясь в детали, не хочу. Скажу только одно — раз проиграли, значит, на тот момент оказались слабее, и виноват в этом тренер. С «Черноморочкой» у нас было много хороших, ярких игр, была интересная и творческая работа в прекрасных условиях. Поэтому я благодарен за тот период своей тренерской карьеры всем девчонкам и коллегам. Получил, несмотря на свои уже почти преклонные 59 лет, определенный опыт и сделал необходимые выводы лично для себя.

С нынешним президентом ГК «ЛАДА» Ириной Близновой в аэропорту Куручом после чемпионата Европы в 2006 году.

— Было ли для вас неожиданным приглашение занять кресло спортивного директора в Тольятти, где только-только сформировали обновленную тренерскую бригаду? И как проходит втягивание в директорскую должность человека, который всю свою сознательную жизнь после игровой карьеры проработал тренером, причем весьма успешным?

— Признаюсь, приглашения после моего отъезда из Новороссийска были разные, начиная от мужских команд до Белоруссии. Андрей Витальевич Степанов позвонил одним из первых. Гендиректор «Лады» предложил мне встретиться, поговорить. Конечно, то, что он озвучил, стало для меня и для моей семьи полным сюрпризом. Обговорив круг служебных обязанностей, я взял время на раздумье. И, в конце концов, решил, что на данный момент, возможно, будет лучше посмотреть на все со стороны. Постепенно вникаю в суть профессии.

— Можно чуть подробнее: как все это выглядит?

— Мы много разговариваем, обсуждаем каждого игрока, планы на предстоящий месяц (слишком вдаль пока не заглядываем). Просматривая записи трансляций, знакомлюсь с молодыми игроками. Изучаю документы — устав клуба, основы налогового, гражданского и трудового законодательства, приказы, инструкции и прочие нормативные документы. Раньше до них не было никакого дела, а теперь без этого никуда… По возвращении команды из Сочи со сборов пойдет уже другая работа. Конечно, я никогда не занимался прежде такой деятельностью. Но, как говорится, всему свое время. Раз так произошло, значит, так и надо было. И к этой работе я собираюсь относиться со всей ответственностью.

С наградами за победу в чемпионате России 2008 года.

— Как восприняли ваш приход в клуб коллеги по тренерскому цеху и игроки? Уж ваши-то воспитанницы, которых в нынешней «Ладе» немало, наверное, были заранее в курсе…

— У всех моих друзей и коллег это мое назначение вызвало удивление. Когда меня уволили из «Черноморочки», очень много людей, в том числе игроков и болельщиков (причем из разных клубов), мне писали добрые слова поддержки. За это им всем хочется, пользуясь случаем, сказать большое искреннее спасибо! А потом, когда они узнали про мою новую должность, посыпались другие сообщения с мотивирующими пожеланиями (смеется, — Авт.). О моем приходе в «Ладу» до последнего никто не был в курсе. По крайней мере, я так думал (хитро улыбается, — Авт.). И встреча со всем «Олимпом», от контролеров нашего спорткомплекса до игроков команды, прошла на позитиве.

— Какие направления деятельности в новой роли для вас приоритетные? Будет ли Гумянов-тренер преобладать над Гумяновым-управленцем?

— Сразу скажу, мешать, влезая вглубь тренировочного процесса, я не собираюсь и ни в коем случае не буду. Со Степановым и тренерским составом мы сразу все обсудили и расставили акценты. В нашем клубе три команды. У всех свои тренеры со своим подходом и со своими взглядами. Это все естественно, не бывает одинаковых тренеров. Задача же стоит — их всех объединить, подстроив под основные требования по знаниям технической, тактической, физической и морально-волевой подготовки. Не должно быть так, чтобы игрок приходил из третьей команды во вторую или из второй в первую, и его там начинали переучивать — как играть в защите или в нападении. Это если вкратце.

Перед февральским матчем с «Ладой» со своим коллегой по «Черноморочке» Сергеем Матяжем и будущим гендиректором тольяттинского клуба Андреем Степановым незадолго до его назначения.

— А если поподробнее?

— Акцентов в нашей работе расставлено действительно много — от контрольных нормативов до психологических тестов. Тольятти обладает прекрасной школой со своими игроками. Осталось создать единую систему подготовки, чтобы самые лучшие гандболистки безболезненно переходили из одной команды в другую. Все наши наработки и описания требований будут фиксироваться в одной базе для трех команд в программе XPS, которую у нас в стране продвигает Ростислав Гринишин. Кроме того, мы намерены проводить семинары и с тренерами детской спортивной школы, чтобы у нас была плотная взаимосвязь между ней и клубом. Это один из самых сложных моментов, потому что детей очень много, а отбор нужен качественный. И опять же безболезненный. Девочка, попадающая из гандбольной школы в клуб, уже должна знать наши требования, чтобы понимать партнеров с полуслова, все их жесты, означающие ту или иную комбинацию, хоть она и не играла вместе с ними раньше никогда.

— Селекция – тоже стандартная составляющая трудовых обязанностей спортивного директора. Какие мысли посещают в этом направлении? Как вы оцениваете уровень сегодняшней укомплектованности «Лады»? Насколько близок он к задачам, поставленными перед ней?

— Селекционная работа — очень непростой процесс, особенно в нынешнее время. Конечно, вопросы по каждому игроку мы будем обсуждать все вместе. Первое слово всегда за тренерами — кого они хотят видеть в команде. Последнее — за генеральным директором, который решает, можем ли мы себе это позволить, и если можем, то какой от этого будет результат. На данный момент, считаю, у нас потерялась та цепочка, которая связывала клуб со школой. Есть три категории — старшие, средние и младшие. Уходили старшие, приходили на их место средние и т.д. Это если говорить о возрасте. А еще есть уровень мастерства, уровень морально-волевых качеств, которые тоже влияют на силу команды. На данный момент у нас остро ощущается нехватка опытных игроков. Тех, которые не только готовы тянуть остальных за собой, не только являются хорошим примером для подражания и серьезным спарринг-партнером на тренировках, но и способны передавать свой опыт дальше, сохраняя клубные традиции.

Во главе молодежной сборной России с тольяттинками Полиной Мусиной и Александрой Островской по итогам гандбольного турнира в рамках II Игр стран СНГ в белорусском Бресте в августе 2023 года.

— В «Ладе» сейчас преобладает молодежь…

— Да. И у молодых девчонок появился верный шанс себя проявить. Мы должны сделать все, чтобы каждая из них горела желанием играть и совершенствовать свое мастерство, защищая цвета именно родного клуба! При этом никому из них легко не будет, и никому место в составе не гарантируется. Его надо заслужить! Молодежи в «Ладе» очень много, и чтобы попасть в основной состав, надо становиться личностью с боевым характером. Если же возникнут трудности на той или иной позиции, будем искать усиление на стороне.

— Как и случилось с вратарской позицией, куда пригласили Ренату Каюмову, ставшую единственной иногородней дебютанткой клуба этим летом, так?

— Совершенно верно. У нашего основного вратаря Кунцевич – серьезная травма кисти. Мы все будем делать, чтобы Юля вернулась как можно быстрее, но сроки по прогнозам медиков колеблются от трех месяцев до шести с момента июньской операции. Нам главное, чтобы она восстановилась полностью, и форсировать ее лечение мы, конечно, не будем. В клубе есть молодые перспективные голкиперы, на которых делается ставка, и это не только Дарья Семина. Но нехватка опытного вратаря стала для нас актуальной проблемой, пока Дарья Деревень все еще находится в декретном отпуске. Мы Ренату Каюмову знаем, потому ее и пригласили. Уверен, она будет делать все возможное, чтобы нашей команде помочь.

С женой Татьяной.

— Как следует из предсезонного напутствия руководства клуба, прозвучавшего на первом собрании команды после отпуска, участие Гумянова в тренировочном процессе тоже предусматривается. В каком виде и в каком объеме?

— Только в качестве кураторства. Первым делом мы будем все вместе готовить программу подготовки — расписывать требования, нормативы, схемы защиты и тактико-технические нюансы. А потом я буду контролировать выполнение поставленных задач у всех трех клубных команд. Тренерский состав в сегодняшней «Ладе», относительно нас с Алексеем Жаворонковым, молодой, поэтому мы с ним готовы делиться своими знаниями и опытом. Кроме того, я всегда доступен для игроков, чтобы решать их проблемы, когда они будут возникать.

— Подытожим. В Тольятти вы прошли свое становление, как тренер, и достигли с «Ладой» ее пока последнего чемпионства в далеком 2008 году, а теперь осваиваетесь в новой роли после длительной разлуки с этим городом. Какие эмоции испытываете и каких плодов своей работы рассчитываете здесь достичь?

— Эмоции боевые! Я весь в предвкушении большой и интересной работы. А хочется сделать так, чтобы в дружном и работоспособном коллективе создать такую команду, у которой зритель узнавал бы ее фирменный почерк, видел характер, железную волю и от всей души желал бы «Ладе» только побед!