Главное — на месте не стоять

   

Номер первый – Юлия Кунцевич! Эта дикторская фраза раздается с нынешнего сезона практически на всех матчах «Лады», как только начинает объявляться ее состав на игру. Но первой она уже неоднократно становилась не только по списку. В ряде поединков экс-голкипер «Гомеля» либо признавался лучшим у тольяттинок (в том числе вчера по итогам триумфальной битвы с «Ростов-Доном»), либо вносил весомый вклад в их тот или иной успех. Как двукратная чемпионка Белоруссии сама себя оценивает в своем дебютном сезоне за «Ладу», чем подпитывается, какие испытания преодолевает – об этом и о многом прочем она откровенно нам поведала сама.

На предсезонной презентации.

— Легко ли принималось решение о переходе в «Ладу»? Какие-то сомнения одолевали?

— Нет, сомнений не было. Мне давно хотелось себя попробовать в новом чемпионате. В России его уровень очень хороший, особенно у тех команд, которые занимают призовые места. Волновало лишь одно: «смогу — не смогу?». Все-таки мне уже двадцать семь лет. Можно сказать, в белорусском чемпионате я засиделась. Были еще предложения из зарубежных стран, но там могли возникнуть проблемы с визой и языковой барьер. Россия выглядела предпочтительнее по всем вопросам. Поэтому я здесь.

— Через какие трудности тебе пришлось пройти, адаптируясь в Тольятти?

— Они если и были, то лишь до того момента, когда пришла пора играть. Обычно так и происходит: безостановочно работая, ты через игры уже начинаешь понимать существующие в новом коллективе схемы, требования, подстраиваешься к девочкам, что-то меняешь в себе, чтобы вписаться в команду. Это и самой всегда интересно. Тогда уже и к тренировкам возникает другой интерес.

На индивидуальной автограф-сессии перед матчем с «Балтийской Зарей».

— Твои представления о чемпионате России после переезда не изменились?

— Нет. Россия всегда в топе. Здесь сильная лига, в командах мощный подбор игроков, многие из которых являются элитой мирового гандбола. Они друг друга понимают с полуслова. Некоторые сами себе создают моменты, не завися от других. Обладают лидерскими качествами и могут вести за собой.

— Защищать ворота в российской суперлиге сложнее, чем в белорусской?

— Конечно, сложнее! Здесь не только бросают по-другому, непривычно, но и изучают, смотрят, как и что ты делаешь, исправляют ошибки. Если бросили и не забили, то в следующий раз поступят иначе и забьют.

— Проще говоря, здесь мастера более высокого класса?

— Да, но в Беларуси тоже есть хорошие игроки. Просто страна у нас небольшая, поток людей меньше, чем здесь. У вас на одно место больше игроков. У нас на него пускай, к примеру, претендуют только десять человек, а не двадцать. Но они будут всегда. И есть те, кто, как и я, уехали в Россию и в другие страны и сейчас находятся на заметных ролях.

В матче открытия домашнего сезона.

— Юля Кунцевич на гандбольной площадке и за ее пределами – это разные люди?

— Абсолютно! Когда играешь, то выплеск эмоций может оказаться настолько серьезным, что можно даже что-то неприличное выкрикнуть. А в обычной жизни я спокойный и стеснительный человек.

— Отдыхая, предпочитаешь какой-нибудь экстрим или на диване полежать?

— В Белоруссии я время провожу с друзьями и со своей собакой. Там ты находишься в постоянном движении. А тут максимум, что пока удается в свободное время – пройтись по набережной, которая у меня рядом с домом. Хотя темнеет здесь раньше, и ветер часто мешает гулять. Вечера обычно провожу в домашнем поиске чего-то новенького в интернете. Ну, или фантастические сериалы смотрю.

Белорусское трио в «Ладе»: Ирина Мокат, Юлия Кунцевич, Валентина Войтулевич.

— Недавно тольяттинская тройка белорусок ездила играть за свою сборную против россиянок. Дело было в Минске. Повидаться с родными получилось?

— Да, нам повезло. С Валей Войтулевич мы из одного города. Прилетели в Минск. За четыре часа доехали до Гродно. Время пообщаться и с родителями, и с моей любимой Джесси было, вроде, много — пара дней. Но дома все проходит быстро, словно по щелчку. Пока туда-сюда и уже вечер. Потом был еще один такой денек и пора назад. Но посидеть-поговорить в семейном кругу, полакомиться вкуснятиной, приготовленной мамой, встретиться со всеми, с кем хотелось, вполне удалось.

— И всегда с тобой твой верный пес? Он — на поводке или ручной?

С любимой Джесси.

— Плюшевый. И не «он», а «она». Моя Джесси — метис. Когда я девятый класс заканчивала, брат принес от друга маленького щенка нечистопородной овчарки. Уже 14 лет с тех пор прошло. До этого у моей бабушки была такая же собака, которая от старости умерла, после чего моя родня вообще стала категорически против заведения животных. Бабушка тогда сказала: «Ну, недельку поиграетесь, а дальше мне опять возиться с ней». Но получилось не так. Для меня это как маленький ребенок: раз уж взял ответственность – неси. И когда я на три года уезжала играть в Гомель, было тяжело. Пришлось заботу переложить на родных. Это был сложный момент. До сих пор переживаю разлуку с Джесси. И чем чаще приезжаешь, тем потом сложнее уезжать. Раз в полгода – нормально.

— Если бы «Городничанка» играла в России или в каком-нибудь совместном турнире, ты бы сейчас выступала за нее?

— Я не думаю, что это было бы интересно. Нынешние команды в Гродно, Бресте, Витебске слабее даже чем «Уфа-Алиса» и «Университет». Там сплошная молодежь. У меня с ними по десять лет разницы. Есть только по два-три человека, против которых я еще играла. «Гомель», с которым мы победили в прошлом сезоне в Беларуси, может быть, за пятое-шестое место здесь бы поборолся. Максимум за четвертое. Хотя кого-нибудь из тех, кто выше, покусал бы. И возможно, зацепил бы разок-другой.

В воротах «Гомеля» в прошлом сезоне.

— К примеру, «Ладу»?

— Мяч, как говорится, круглый. Никто ведь не ожидал, что мы поедем в Ижевск, и там с нами случится неприятность.

— Для тебя, наверное, это был шок: первая официальная игра в тольяттинском клубе и сразу — конфуз?

— Да. Во-первых, университетский зал. На одной стороне – небольшие трибуны, на другой сидят игроки. Паркетный пол – старый, деревянный. Я-то думала, что в российском чемпионате у всех команд есть крутые арены. Как у «Лады», «Ростов-Дона» или ЦСКА. А тут – на тебе! Но не в этом дело. Мы сами виноваты, что проиграли. Недооценили. Мяч на то и круглый, что может в любую сторону прикатить.

— А сама как в той игре себя оцениваешь?

— Двадцать восемь процентов отбила. Это по статистике. Пока в России у меня игр немного, и я все свои цифры помню. Матч со «Звездой» больше всего понравился. И с «Фениксом» в Москве. Да, были нюансы, еще есть свои ошибки, которые нужно исправлять. Но в этих двух играх я более-менее собой была довольна. Получилось то, чего хотелось.

Выход на площадку в матчах «Лады» всегда раньше остальных.

— Можешь ли ты, проснувшись утром в день игры, посмотреть на отражение в зеркале и понять: сегодня – твой день, на плошадке все получится!

— Нет, с утра такого ничего не чувствуется. Вот когда выходишь на площадку, начинаешь разминаться, тогда и постепенно понимаешь, в порядке ты или не совсем. А вообще, как любому игроку важно первый мяч забить, так и вратарю – отбить, чтобы зацепиться за игру. Только так ты начинаешь чувствовать уверенность в себе. Хотя бывает и иначе. Грубо говоря, первые пять мячей залетают, а потом ты раз-другой отбиваешь, и все налаживается.

— Вчера, будучи признанной главной звездой матча в поединке с «Ростов-Доном», ты пережила пока свой самый счастливый день за все время пребывания в Тольятти?

— Можно сказать, что да. Хотя никаких признаков чего-то сверхъестественного поначалу не было: завтрак, тренировка, обед, выезд на игру. Всё как всегда. Обычный день… Но как только вышла на площадку, каждый отбитый мяч давал новые эмоции, они наслаивались одна на другую, и так появился кураж.

— А если вспомнить уже затронутые нами матчи в Минске? Там белорусские вратари только после 25-й минуты первой встречи пару бросков наконец-то отразили, и оба раза это сделала ты, а после перерыва стала чуть ли не главной звездой. По итогам же второго матча с россиянками тебе достался приз лучшего игрока. Чем это можно объяснить?

— Игра в сборной, тем более когда она давно не играла, это большая ответственность. За нее всегда выходишь, чтобы показать, что ты можешь, ты хочешь, ты готова. Но можно запросто перегореть. Наверное, с нами так и случилось. Хотя не сказать, что у российских вратарей была такая уж хорошая статистика. Значит, наши девочки с ними справились! А что касается моей игры — работать есть над чем…

— Хороший девиз для любого спортсмена, а не только для голкипера. Интересно, есть ли люди, которые оказали особое влияние на твое формирование как вратаря?

— Пожалуй, нет, ведь даже если на кого-то и захочешь быть похожим, то при всем желании не научишься так же играть. У каждого есть индивидуальная техника со своими плюсами и минусами. Но у каких-то вратарей полезно почерпнуть для себя что-то интересное. Датчанка Сандра Тофт тоже, как и я, не высокая. У испанки Сильвии Наварро вообще рост – 165 сантиметров, но она в свои 43 года во всех углах отбивает. На проходящем сейчас чемпионате Европы есть классная хорватка. Инна Суслина здорово играла когда-то в Ростове, «Ладе» и в «Звезде», а потом и в 35 лет в «Вардаре» делала соперниц клоунами.

— В принципе круг твоих симпатий понятен. А как сама ты стала вратарем?

— Случайно. Когда я училась в классе четвертом или пятом, к нам в школу пришел тренер — Ольга Ивановна Кмита, она дала свою визитку. Я всегда была довольно крупная, меня такую и заметили. С нашего класса человек семь тогда записалось. Поначалу я бегала на левом углу, и у меня там ничего не получалось. А потом мы поехали на соревнования, и мне было предложено попробовать себя в воротах. Так и пошло. Хотя, если отмотать время обратно, я, наверное, вратарем бы не стала. Уже потом включилось осознание того, что нас и бьют мячом, и в голову попадают — оттого и всякие последствия возможны. А, может быть, вообще, со спортом не связалась бы!

С призом лучшего игрока вчерашнего матча с «Ростов-Доном».

— О как! И куда бы ты тогда пошла, если бы не гандбол?

— Родители куда-нибудь направили бы. Вообще, мы с братом – двойняшки, и все детство вместе с ним гоняли мячик во дворе. Я играла в футбол с пацанами. Думаю, не будь гандбола, какие-либо тренировки или тренажерный зал я бы все равно в молодости посещала — как говорится, для себя. А то, что этот вид спорта – моё, поняла далеко не сразу. Пожалуй, лишь тогда, когда я подписала свой первый профессиональный контракт. Жалею ли теперь? Не знаю. А чего жалеть? Главное, что получается. Важно не стоять в своем развитии на месте. Хорошо, когда постепенно-понежножку, но шагаешь вперед.

— Что стимулирует тебя на твоем спортивном пути? Какая-то мечта?

— Любому человеку, как мне кажется, во всем и всегда хочется быть первым, а спортсмену – тем более. Надо бороться и стараться выигрывать всё! Заслужить приз зрительских симпатий – уже приятно. Так рассуждает, я думаю, каждый. Всякой работе надо быть благодарным. Важно, чтобы, когда что-то не выходит, нашелся тот, кто поможет. Если тебя злят, и ты заводишься, это тоже дает свои плюсы. Говоришь себе: «Да, я могу, я хочу». И тогда все получается.

Интервью в качестве главной звезды победной встречи с ростовчанками.