Тематические обзоры и статьи

Кинодокументалистика, как она есть

Документальное кино, как и кино игровое, имеет полноценное отношение к искусству. Фактически, оно и есть один из видов искусства, только с некоторыми отличительными характеристиками. И уж конечно, его нельзя сравнивать с игровым кино, поскольку данный вид искусства от начала и до конца является вымышленным, то есть плодом воображения операторов и сценаристов. Конечно, нередко игровое кино снимается на исторически подтверждённых фактах, но, тем не менее, данные факты только ложатся в основу фильма. В то же время описываемые в художественном фильме события могут быть только ориентированы на исторические данные, целиком и полностью оставаясь во власти киносценаристов.

Совсем другое дело кино документальное, которое изначально состоит исключительно из кадров, на которых показаны происходившие в то или иное время события. То есть документальное кино показывает только те события, которые происходили в реальности. Конечно, иногда кинодокументалисты прибегают к услугам профессиональных актёров, но это случается очень редко и то, только тогда, когда автор хочет показать зрителю ту глубину чувств, которую испытывали герои документального кино. А вот когда речь заходит о кинохрониках, то в данном случае ни о каких постановочных съёмках даже речи не может идти. Ведь здесь оператор остаётся один на один с происходящими событиями, от которых его отделяет призрачная грань объектива кинокамеры.

Есть мнение, что современное документальное кино утратило свою объективность в силу того, что многие люди, завидев объектив камеры, начинают вести себя в несвойственной себе манере. То есть многие из наших современников просто начинают позировать на камеру, подражая известным людям. Конечно, данное утверждение имеет право на существование, поскольку нередко именно так и случается. Но это происходит только тогда, когда человек находится в привычных для него обстоятельствах и условиях. А вот когда эти обстоятельства начинают выходить из привычного русла, то вот здесь и проявляется вся сущность человека. Поэтому неслучайно специалисты считают военные кинохроники самыми ценными и достоверными кадрами.

Кроме военных кинохроник, не внушают недоверия кадры, снятые скрытой камерой. Ведь человек, которого снимают, даже не подозревает об этом, поэтому и его поведение самое что ни на есть адекватное и естественное. Также вряд ли можно подвергнуть сомнению кадры, на которых запечатлены катастрофы вселенского масштаба.

Смотреть другие тексты