Добродушный и заводной страж ворот

   

Дебютантка автозаводского клуба Ирина Михайлюта верит, что решение о переезде из Краснодара в Тольятти даст толчок ее профессиональному росту, а благодаря природному дружелюбию проблем с адаптацией в новом коллективе она не испытает никаких.

— Добро пожаловать в «Ладу», Ирина! Надеемся, все у тебя в новой команде сложится успешно. Есть предложение начать знакомство с традиционного вопроса: как и когда у тебя возник союз с ручным мячом?

— Лет 12 мне тогда было. В станице Павловской Краснодарского края, откуда я родом, моя мама была знакома с тренером из гандбольной секции – Фоменко Сергеем Александровичем. Три месяца до этого я в школе волейболом занималась. Потом увидела гандбол. И сразу захотела оказаться в нем. С подачи мамы попала к Фоменко. Высокий рост был моей особенностью, и он меня взял. Сначала в линию поставил. На этом месте я одну тренировку провела. Потом предложил мне встать в ворота. Спросил еще: «Мяча не боишься». Я ответила: «Нет». И пошло…

— Чем этот вид спорта тебя затянул?

— Я пришла в тот период, когда в Павловской как раз начинался сезон пляжного гандбола, который там развит лучше классического. Тот же Сергей Александрович сейчас возглавляет юниорскую сборную девушек России по «пляжке». Я немножко поработала сначала в зале, потом перешла на песок. Мне все это жутко понравилось. С тех пор гандбол крепко вошел в мою жизнь.

— В Краснодаре как потом оказалась?

— Туда мы как-то раз поехали на краевые соревнования, и тренер Матяж Сергей Иванович вместе со своей женой Татьяной Викторовной предложили мне перейти к ним в УОР. Я как раз была того же возраста – 1993 года рождения, который они тогда вели. Училась в седьмом классе. Помню, папа (он у меня строгий) был немножко против переезда, но мама его уговорила. В станице нечего ловить. А в Краснодаре был в профессиональном плане шанс. И трудностей, в общем-то, не возникало никаких. От родителей недалеко. Я каждую неделю дома бывала, приезжала на автобусе. Оттуда до Павловской 150 километров всего.

— На уровне молодежной сборной ты «засвечивалась», но ничего крупного не выиграла, это так?

— Да, побеждала только на мелких турнирах. Привлекать меня начали в сборную 92-го года в последние два сезона существования этой команды. Ее возглавлял Левон Оганесович. Тогда-то я и познакомилась с Акопяном. Первое, что он сказал девочкам из сборной, представляя им меня перед строем: «Отзывчивый и добрый человек у нас в команде появился». Давно это было. Он, наверное, уже не помнит те свои слова. А я помню до сих пор. Команда та у нас хорошая была, хотя при мне не выиграла на мире и Европе ничего. Зато до меня побеждала не раз. В ней и Дарья Дмитриева с Полиной Ведёхиной были. В воротах – Вахтерова. Даша считалась первым номером, Эвелина Аношкина – вторым. А я больше – третьим. Играть мне доводилось, но редко.

— Помнишь момент, когда появилась в основе «Кубани»?

— В команду я начала привлекаться еще при Гумянове Алексее Николаевиче. Ездила с ним на сборы. Спустя год в клуб пришел Евгений Васильевич Трефилов. При нем закрепилась в составе. Полгода поработала с Натальей Юрьевной Цыганковой… Бронза чемпионата России позапрошлого сезона и серебро Кубка страны – мои пока самые большие достижения.

— Что послужило толчком к переходу в тольяттинский клуб?

— Контракт у меня в прошлом сезоне заканчивался, и я не знала, продлят мне его или нет. В то же время видела, что в команде много молодежи, в том числе вратарей. На тот момент их, включая меня, было пятеро, хотя я вроде как считалась второй. Но тянули со мной до последнего, и я решила, что мне надо что-то другое искать. Хотя подыскали, скорее, меня. Позвонил директор «Лады», потом главный тренер. В Краснодаре у меня и дом, и муж. Но я без долгих колебаний решилась на переезд.

— Давно обзавелась семьей?

— Да вот только что. Во время отпуска в июне сыграли свадьбу, хотя знакомы мы с Женей с восемнадцати лет. Седьмой год уже нашего знакомства идет. Мы люди взрослые. Разлуку как-нибудь перенесем. У него своя работа в Краснодаре. Будет периодически приезжать ко мне сюда. Детей пока не планируем. Мне хочется еще поиграть.

— Какие надежды у тебя связаны с командой «Лада»?

— Мечтаю выиграть в ее составе чемпионат России. И вообще надежды самые высокие, какие вообще могут быть.

— Недавно выяснилось, что основной голкипер «Кубани» Виктория Калинина уходит в декрет. Не жалеешь, что, возможно, ты поспешила покинуть краснодарский клуб?

— Нет. Все, что ни делается, все к лучшему.

— Как считаешь, прошедший сезон лично тебе удался?

— Вначале я была собой довольна, хоть и отправилась в аренду в «Луч». Только-только обвыклась в столичной команде, как меня вернули обратно. Даже не знаю, плохо это или нет. Но факт тот, что решающие игры в концовке сезона я провела, мне кажется, не очень хорошо.

— Как тебе игралось против «Лады» в минувшем чемпионате России? На финише предварительного этапа вы здорово напугали ее…

— Мы, вратари, неважно в полуфинале сыграли. Так что я себе в актив матчи с «Ладой» не занесла. Вот на финише «регулярки» мы, действительно, поймали в Тольятти кураж. И чуть было не выиграли здесь. Но в концовке что-то непонятное с нами произошло.

— Кумиры у тебя есть среди коллег по амплуа?

— Мне всегда нравилось, как действует в воротах Инна Суслина. А еще – норвежка Кари-Олвик Гримсбё. Они всегда стоят до конца. Я же, бывает, прыгаю преждевременно, когда хочу мяч отбить. Видимо, богатый опыт им подсказывает, как надо верно действовать в подобных ситуациях, а мне пока – не всегда.

— Что еще тебе необходимо обрести, чтобы стать тем голкипером, каким ты хочешь быть?

— Все твердят мне, что я худенькая и мало места в воротах занимаю. Подозревают, что меня не кормят. Но это не так. Кушаю я хорошо. Просто по природе такая. Корми, не корми – я по комплекции не изменюсь.

— Совпали ли твои прежние представления о городе Тольятти и команде «Лада» с теми впечатлениями, которые ты получаешь сейчас?

— Город большой, улицы широкие. Похоже на Краснодар. Но таких, как там, пробок нет. Команда дружелюбная. Девочки меня приняли очень хорошо. Ближе всех пока Маша Гафонова, с которой мы вместе за «Кубань» играли. С Дмитриевой и Ведёхиной, как я уже говорила, у меня товарищеские отношения еще со времен молодежной сборной. С остальными успеем сдружиться еще. Позади пока только три тренировки. Все идет нормально. С тренером вратарей Сукосяном Павлом Алексеевичем мы еще в том сезоне успели немного поработать, когда он трудился в Корее, но в сентябре приезжал ненадолго в Москву и заглядывал к нам в «Луч». Работать, работать и работать – таков мой настрой.

— Хорошая точка для ознакомительного интервью. Но позволь задать еще один вопрос: как бы ты сама себя охарактеризовала, как человека и как вратаря?

— Человек я не злой, могу со всеми общий язык найти. А в играх завожусь. Мне говорят, что в воротах надо себя спокойнее вести. Но когда я совсем спокойная, ничего хорошего из этого не получается. Надо все-таки быть заведенной — и себя подбадривать тем самым, и защитникам что-то по делу кричать.